Жизнь современного человека не возможна без бытовых приборов, одним из них является холодильник. К сожалению техника не вечна и с течением времени она выходит из строя. Самой распространенной поломкой холодильника является неисправность компрессора. Поговорим о том, как заменить компрессор холодильника своими руками.
Схема работы холодильника
Холодильник состоит из:
- Компрессора, который бывает инверторного и линейного типа. После запуска компрессор начинает гнать фреон по системе, тем самым охлаждая камеры;
- Конденсатора – трубок, находящихся на задней стене корпуса холодильника. Благодаря конденсаторным трубкам рефрижератор не перегревается;
- Испарителя, в котором происходит закипание фреона и его переход в газообразное состояние;
- Вентиля для терморегуляции, который служит для поддержания заданного давления;
- Хладагента — газа-фреона или изобутана, который циркулируя по системе, способствует охлаждению всей камеры.
Холодильная система имеет замкнутый характер. Компрессор выкачивает из испарителя хладагент, который в свою очередь попадает в конденсатор под высоким давлением. В конденсаторе газ охлаждается и меняет свое агрегатное состояние из газообразного на жидкое. Полученная жидкость стекает по трубкам в испаритель. Таким образом, обеспечивается замкнутая непрерывная работа.
Практически все компоненты холодильника работают в режиме «нон-стоп». Компрессор должен включаться от сигнала температурного датчика, в тот момент, когда превышается допустимая норма датчика температуры. После подачи сигнала компрессор, приходящий в движение от реле, начинает интенсивно работать до тех пор, пока температурные показатели не придут в норму. Затем мотор вновь отключается.
Чтобы заменить компрессор своими руками необходимо разобраться и в электросхеме.
Обладая нужными знаниями, и имея под рукой необходимые инструменты, без труда можно определить причину поломки и исправить ее самостоятельно.
Согласно схеме, в рабочем состоянии ток проходит следующий путь:
- Вначале ток проходит через контакты на термореле (1);
- Затем он попадает на кнопку оттайки (2);
- Далее он попадает на тепловое реле (3);
- Следующим на пути тока стоит пускозащитное реле (5);
- Рабочая обмотка двигателя мотора стоит в конце пути (4.1).
Если обмотка будет нерабочей, то она пропустит напряжение большим размером. Пусковое реле сработает, замкнет контакты и запустит обмотку. Как только температура достигнет нужного значения, контакты термореле разомкнутся, а двигатель остановить мотор.
Проверка работоспособности компрессора
Для того чтобы понять рабочий компрессор или нет нужно взять мультиметр. Прежде чем приложить щупы мультиметра, необходимо убедиться, что корпус мотора «не пробивает». В противном случае можно получить удар электрическим током. Если все в порядке можно прикладывать щупы мультиметра к каждому контакту на корпусе поочередно. Механизм исправен в том случае, когда на дисплее мультиметра горит знак «∞», а если появились цифры, то неисправность заключается в обмотке.
Чтобы продолжить проверку необходимо демонтировать кожух, герметично скрывающий компрессор. Для этого вам придётся:
- Отсоединить от контактов проводку;
- Перекусить трубки мотора, соединяющие его с другими деталями;
- Открутить крепежные болты и вынуть из кожуха;
- Отсоединить реле, посредством выкручивания винтов;
- Далее нужно измерить сопротивление между контактами;
- Приложив щупы тестера к выходным контактам, в норме вы должны получить 25-35 ОМ (в зависимости от модели двигателя и холодильника).
Если полученное вами значение больше или меньше нормы, прибор подлежит полной замене.
Если значения в норме, то нужно проверять работоспособность манометром.
Для измерения давления в компрессоре необходимо:
- Подсоединить к нагнетающему штуцеру шланг с отводом;
- Запустить мотор;
- Измерить давление;
В исправном механизме показания манометра должны быть 6 Атм. В этом случае нужно быстро выключить манометр. Из-за быстро повышающегося давления прибор может выйти из строя. В неработающем компрессоре давление не будет превышать 4 Атм. Такой компрессор подлежит замене.
Если давление оказалось в норме, а прибор не включается, возможна проблема в пусковом реле.
Причины неисправности
В основном причинами неисправности компрессора служат:
- Понижение или повышение напряжения в электросети;
- Скачки напряжения;
- Нарушенный режим работы холодильника;
- Перегрев частей холодильника, вследствие непосредственной близости отопительных приборов;
- Самостоятельные замены неисправных деталей или их ремонт;
- Повреждения корпуса или конденсатора при перемещении рефрижератора.
Как заменить компрессор?
Замена компрессора – трудоемкая и сложная работа, поэтому если вы все таки решили заменить компрессор своими руками, вам следует запастись не только нужным инструментом, и не дюжим терпением.
Рассмотрим принцип замены компрессора пошагово.
Шаг первый – подготовка инструмента.
Для самостоятельной замены компрессора запаситесь:
- Газовой горелкой (в идеале она должна быть кислородно-пропановой);
- Плоскогубцами;
- Накопителем для хладагента;
- Вентилями для прокалывания и отбора.
- переносной станцией регенерации, заправки и вакуумирования;
- компактным труборезом;
- клещами;
- муфтой Ганзена для герметичного соединения компрессора с заправочным патрубком;
- медной трубой 6 мм;
- фильтр-поглотителем для монтажа у входа в капиллярную трубку;
- сплавом меди с фосфором (4-9%);
- бурой паяльной в качестве флюса;
- баллоном с фреоном.
Так как компрессор находится в нижней части холодильника, прежде чем заменить сам компрессор, придется снять несколько других узлов.
Шаг второй – высвобождение фреона:
- При помощи плоскогубцев перекусите патрубки, которые соединены с системой охлаждения. Запомните – патрубки нужно аккуратно перекусить, а не отпилить. В процессе отпиливания образуется стружка, которая может попасть в конденсатор и, перемещаясь по системе, может повредить элементы;
- Далее запустите минут на 5 холодильник. За это время фреон станет конденсатом;
- Затем к заправочной линии подключите вентиль со шлангом, присоединенный к баллону.
- Открыв вентиль, стравите весь фреон. На это уйдет не больше минуты;
- Снимите черную коробку с идущими от нее проводами – это релейный блок;
- Разметьте на поисковике верх и низ для правильной установки в дальнейшем;
- Откусите фиксаторы и снимите его с траверсы;
- Перекусите проводку, которая ведет к вилке
- Выкрутите все крепежи и обзорный прибор;
- Защитите все трубки для установки нового прибора.
Шаг третий – измерение сопротивления
Для измерения сопротивления в отдельных компонентах можно воспользоваться как тестером или омметром, так и обычной зарядкой.
Если вы будете использовать специальные приборы измерения сопротивления, вам нужно попарно прикладывать щупы к проводам. Полученные замеры сверьте с таблицей номинальных значений для конкретной модели компрессора.
В случае использования зарядного устройства вам необходимо произвести следующие манипуляции:
- Надеть на корпус лампочки мощностью 6 В минусовые щупы;
- Плюсовые щупы присоединить к верхней ножке обмотки питания;
- Каждой из ножек коснуться цоколя лампочки;
В случае исправности агрегата при касании на зарядном устройстве должна загорается лампочка.
Между проходными контактами и корпусом сопротивление проверяется при помощи тестера. В рабочем состоянии данные на тестере будут равны знаку бесконечности, в случае же неисправности тестер выдаст цифру, обычно это ноль.
Шаг четвертый – проверка силы тока.
После проверки сопротивления обязательно нужно измерить силу тока. Вначале нужно подключить пусковое реле и включить мотор. Затем зажмите щупом тестера контакт, ведущий к прибору.
Показания прибора должны быть соизмеримы с мощностью двигателя. Так, если мотор имеет мощность 120 Вт, то сила тока должна быть равна 1,1 – 1,2 А.
Шаг пятый – монтаж нового компрессора
Сперва нужно закрепить исправный нагнетатель на траверсе рефрижераторного блока. Снимите все заглушки с трубок, которые идут к компрессору. Проверьте атмосферное давление.
Помните, что разгерметизация компрессора должны быть произведена не раньше, чем за 5 минут до момента пайки. Стыковка патрубков компрессора с заправочной, нагнетательной и отсасывающими линиями должна быть 6 см, а диаметр 6 мм.
При пайке обратите внимание на направление огня горелки. Он не должен быть направлен вовнутрь патрубков, т.к. пластмассовые элементы узлов от нагревания могут деформироваться или вовсе расплавиться.
Вначале необходимо припаять заправочную, затем отводящую излишки хладагента, а после нагнетательную трубки.
После завершения процесса пайки снимите заглушки с фильтр-осушителя, установите его на теплообменник, предварительно вставив дроссельный патрубок. Спаяйте элементы и наденьте муфту Ганзена на заправочный шланг.
Шаг шестой — заправка системы хладагентом.
Сперва нужно подключить к заправочной линии с муфтой вакуум. Затем довести давление до 65 Па. Далее произвести коммутацию контактов, присоединив на компрессор защитное реле.
После включения холодильника в сеть, заполняем систему хладагентом на 40%. Проверив прибор на герметичность, вновь отключите его от сети. Доведя давление до остаточной нормы в 10 Па, включите рефрижератор и заполните его фреоном до конца. Завершаем ремонт путем консервирования трубок посредством пережатия, снимаем муфту, запаиваем патрубок.
Как подключить компрессор холодильника без реле
Для того чтобы подключить компрессор напрямую без реле нужно воспользоваться схемой:
Возьмите двужильный провод с «голыми» контактами на одной стороне и вилкой на другой. Один контакт ставим на общую точку, другой – на точку рабочей обмотки. Соедините контакты рабочей и пусковой обмоток при помощи отвертки, вилку воткните в розетку. Холодильник должен заработать. Если запуск не произошел, возможна неисправность в моторе либо в кабеле.
Опубликовано 10.10.2018 Обновлено 11.04.2021 Пользователем digrand
Похожие статьи
Похожие статьи