Автомобилестроение развивается бурными темпами – создаются новые предприятия, компании переоборудуют старые заводы, появляются новые концепты. Причин такому «поведению» индустрии несколько, но особую роль играет прогресс и технологии, внедряемые в современные машины.
Далее об отличиях систем климат контроля и кондиционера.
Основополагающие понятия
Для начала разберем устройства чуть подробнее, дабы иметь представление об изучаемых предметах.
Кондиционер – устройство, охлаждающее воздух в салоне автомобиля. Ременная передача коленвала используется в качестве источника питания. Отсюда тривиальный вывод – потеря мощности двигателя влияет на работоспособность системы, увеличивается уровень потребления топлива (в дальнейшем разберем, почему так происходит).

Панель управления кондиционером
Но недостатки компенсируются приемлемым температурным балансом.
Климат контроль – закрытая система, объединяющая отопительные компоненты, кондиционер, измерительные приборы, сенсоры и отдельный ЭБУ (электронный блок управления). Автоматически (после нажатия кнопки «Auto») принимаются данные от датчиков, расположенных в салоне и за его пределами, а мини-компьютер обрабатывает поступающие сигналы.
Далее проводятся сложные вычисления, сравниваются заданные водителем параметры с имеющимися (определяется их разница), строится дальнейшее модель поведения системы, ее отдельных узлов.
Более продвинутые образцы также анализируют степень освещенности внутреннего пространства и даже влажность воздуха!

Панель управления
Крайслер Империал стал первым автомобилем, который обзавелся кондиционированием воздуха. Эпохальное событие произошло в 1953 году.
Принцип работы кондиционера
[adinserter block=»2″]
Изменение температуры в машине возможно благодаря холодильной жидкости – фреону. Со временем его количество уменьшается, что заставляет водителя обратиться в профильное СТО.
Рассмотрим функционирование замкнутой системы в пошаговом виде:
- Нажатие кнопки активирует (стыкует) устройство со шкифом, который движется при помощи ременной передача коленвала.
- В компрессоре фреон становится газообразным, его сжимают, что повышает температуру «холодилки».
- Путь лежит через радиатор, где отдельный вентилятор (используется первая передача) охлаждает теплую газо-воздушную смесь.
- Агрегатное состояние меняется на жидкое в конденсоре, затем ресивер-осушитель фильтрует состав.
- Фреон поступает в испаритель, где выделяет пар из-за разности температурных показателей, встроенный вентилятор направляет воздушные потоки в салон.
- Холодильная жидкость используется циклически.

Схема работы кондиционера
Эффективность кондиционера напрямую зависит от движения авто, в пробке автоматически включается вторая передача у встроенных вентиляторов. Это способствует большему расходу бензина или дизеля.
Принцип работы климат контроля
Электронный блок управления работает с печкой и кондиционером, регулирует скорость вентилятора, направление воздушных потоков.
Точность и универсальность «коробочка» достигается за счет n-го количества измерительных приборов и сенсоров. Они располагаются по периметру машины, внутри салона. Для чего такие новшества?
Система анализирует температуру внутри машины и за ее пределами. Электронные устройства отправляют информацию в «командный центр», где обрабатываются полученные данные.
Встроенные алгоритмы сравнивают заданные параметры с имеющимися, ЭБУ отдает команды разным устройствам.

Расположение воздуховодов
Климат контроль уменьшает потребление топлива, так как работа комплектующих оптимизирована под минимально допустимые значения.
Преимущества и недостатки кондиционера
[adinserter block=»3″]
Для удобства восприятия разобьем сильные и слабые стороны комплектующей на несколько списков.
Водителям нравится:
- возможность охладить воздух при высокой температуре за лобовым стеклом;
- повышение уровня внимательности и реакции за счет комфортных условий в салоне;
- борьба автокондиционера с неприятным запахом (табак, спиртное);
- осушивание воздуха при неблагоприятных погодных условиях (препятствует запотеванию окон).
Недостатки:
- снижение мощности движущего агрегата;
- повышенная температура под капотом (свободного места становится меньше);
- частые ТО составных частей устройства, их стремительный износ;
- повышенный расход топлива.
Недостатки компенсируются очевидной дешевизной установки аналога системы охлаждения.
Преимущества и недостатки климат контроля
Электронное оборудование и технические новшества не лишены сильных и слабых сторон.
Автомобилисты рады:
- комфортным условиям вождения «железных коней»;
- точному определению температуры снаружи;
- автоматической работы системы, которая не отвлекает от анализа дорожного полотна;
- невозможности простудиться из-за некорректного температурного режима.
Немногие подготовлены:
- к высокой стоимости составных частей и системы в целом;
- к дорогостоящему ремонту, недееспособности системы из-за поломки одного устройства.

Начальный этап ремонтных работ
На рынке представлены более продвинутые системы, позволяющие настроить микроклимат для связки водитель-передний пассажир (двухзонный) и задних мест (трех- или четырехзонный).
Отличия климат контроля от кондиционера
[adinserter block=»4″]
Рассмотрим основные отличия двух систем:
- Управление. Автоматизированная система противопоставляется ручной настройке режима работы. Водитель отвлекается от изучения дороги, что чревато появлением ЧС.

Панель управления климат контроля
- Уровень комфорта. Задача ЭБУ – регулировка зональности охлаждения воздуха, учет оправданности использования воздуховодов. В техническом плане оппонент явно проигрывает.
- Сложность системы. Многоуровневая система лишена недостатков, присущих отдельным комплектующим. Климат контроль объединяет компоненты в единый организм, увеличение их количества повышает качество работы ЭБУ.
- Ценовая политика. Автоматизированная система стоит недешево, но сторицей окупается уровнем комфорта, экономией топлива. Водители, делающие выбор, исходя из цены, отдадут предпочтение более дешевой комплектующей.
Приобретать б/у автомобиль лучше с кондиционером – экономия средств налицо. В случае продажи ситуация противоположна.
Климат контроль характеризуется повышенным уровнем комфорту в угоду дешевизне и доступности. Кондиционер более привлекателен для потребителей средней категории достатка.