Вентиляторы включаются часто и работают подолгу, а обслуживаются почти никогда. Это не от недостатка времени или халатности владельца, а от того, что этот механизм так прочно вошёл в повседневную жизнь, что уже не замечается, и мало кто задумывается о том, как и чем смазать напольный вентилятор. Но, как и все механизмы, вентилятор может сломаться в самый неподходящий момент. Предотвратить это можно только своевременным уходом.
Смазка напольного бытового вентилятора
Подавляюще большинство напольных моделей устроены одинаково: лопасти крыльчатки вращаются асинхронным двигателем с редуктором. Все подвижные трущиеся части находятся в двигателе, именно в него и надо заливать смазку. Смазывать детали двигателя нужно хотя бы 1 раз в год.
Как понять, что напольный вентилятор пора смазать?
Очень просто:
- При нажатии на кнопку запуска винт несмазанного прибора может просто не придти в движение.
- Винт приходит в движение только от руки.
- Винт очень медленно набирает обороты.
Всё это указывает на то, что масло полностью вышла из узлов вращения и сила трения не даёт мотору нормально работать.
Смазка вращающихся частей асинхронного двигателя
Перед смазкой нужно снять все навесные части и добраться до двигателя. Двигатель должен быть отключен от электросети. Сняв защитный кожух и разобрав пластиковый корпус, откроется двигатель. Перед смазкой двигатель очищается от загрязнения.
Порядок выполнения работы:
- После снятия пластикового кожуха и защитной сетки открывается доступ к мотору. Мотор отсоединяется от поворотного механизма и проводов.
- В процессе работы на вал наматывается различный мусор и пыль. Его надо очистить от загрязнения, при этом его разбирать не надо. Достаточно будет 2-3 раза попшикать
- WD-40 на основание вала (туда, где стоит подшипник) и немного пальцами покрутить вал. Смесь глубже проникнет в подшипник и вымоет всю грязь.
- После очистки от загрязнения вал необходимо протереть и капнуть на подшипник пару капель жидкого машинного масла для швейных машин. Для смазывания хорошо подходит масло И-20.
- Поворотный механизм тоже очищается от грязи. На шестерни наносится густая смазка типа солидола, а на втулки капается масло.
- После всех операций нужно оставить детали мотора, пока с них не стечёт весь излишек. В конце детали вытираются насухо и вентилятор собирается в обратном порядке.
Некоторые смазки могут разъедать пластик, от этого прибор сломается и придётся нести в ремонт или выбрасывать его. Перед нанесением нужно читать инструкцию
Смазка неразборного вентилятора
Неразборные вентиляторы чаще всего можно встретить внутри системного блока компьютера или корпуса ноутбука. Они крепятся на видеокартах и кулерах, на которые наносят термопасту. Неразборным он потому и называется, что статор и первичные обмотки наглухо запечатаны в пластиковом кожухе, который привинчивается к радиатору охлаждения. Несмазанные и забитые пылью моторчики начинают сильно шуметь и раздражать владельца компьютера.
Для смазки неразборного моторчика нужно получить доступ к подшипнику. В некоторых моделях он закрыт наклейкой, а в других намертво запаян пластмассой.
Как смазать неразборный вентилятор с наклейкой
- Набрать в шприц с тонкой иглой немного машинного масла.
- Аккуратно отклеить наклейку, которая закрывает подшипник.
- Закапать 5-6 капель масла в открывшийся подшипник. Если подшипник защищён резиновым сальником, то его снимать необязательно – можно проколоть его иголкой и впрыснуть масло.
Как смазать неразборный вентилятор, запаянный пластмассой
- Взять небольшое сверло с центрирующим наконечником (2-3 мм)
- Аккуратно проделать отверстие со стороны подшипника, электроинструмент лучше не использовать и сверлить вручную.
- Шприцем залить несколько капель масла.
- Заменить наклейку или замазать холодной сваркой.
При сверлении мелкая пластмассовая стружка может попасть в подшипник. Если будет ощущаться, что вал немного заедает, то придётся промыть подшипник WD-40 и только потом уже закапать внутрь смазку.
Смазка вытяжного вентилятора
Вытяжные двигатели из-за недостатка смазки не только выходят из строя. В них установлены мощные двигатели и крыльчатки большого размера, поэтому неисправные вытяжной мотор начинает издавать громкие неприятные звуки. Плюс ко всему этому двигатель начинает перегреваться и клинить.
Смазка вентиляционного вытяжного вентилятора
- Вытяжной мотор вынимается из защитной решётки.
- Из двигателя извлекается крыльчатка. Крепёжный винт крыльчатки может сильно присохнуть к резьбе, потому что высохло всё масло. Его нельзя откручивать резко, нужно наращивать усилие постепенно.
- На подшипники капается по 2-3 капли машинного масла. Лить много масла не надо, это только повредит.
- После нанесения масла вал надо покрутить, чтобы оно лучше проникло к металлическим шарикам.
- Вытяжной прибор собирается в обратном порядке и может сразу же включаться.
Смазка кухонного вытяжного вентилятора
Для смазки мотора кухонной вытяжки подходят не все смазки. Шрус ли машинное масло могут не дать никаких результатов. Неподходящий состав исправляет ситуацию только на несколько дней, потом двигатель опять начинает перегреваться и шуметь. В таком случае может помочь жидка силиконовая смесь для работы в особо тяжелых условиях (температурный диапазон от -40 до +300 градусов Цельсия). Силикон будет защищать детали двигателя от жира, который всасывается вместе с воздухом. В остальном процесс смазки мотора вытяжки такой же, как и у вентиляционного двигателя. Вытяжку разбирать дольше, чем решётку вентиляции, но смазывать её надо чаще.
Если смазка не помогает
Иногда смазка может не принести результата, крыльчатка по-прежнему будет крутиться с трудом. Это значит, что шарики в подшипниках исчерпали свой ресурс и начинают клинить. Здесь поможет только замена подшипников на новые. Такое случается редко, это либо очень старые модели, либо это приборы, которые хранились без предварительной консервации и от коррозии пришли в негодность.
Опубликовано 26.06.2018 Обновлено 23.04.2021 Пользователем digrand
Похожие статьи
Подшипники электродвигателей смазываются смазками, предназначенными для этих целей, такими , как Mobil Polyrex EM.
Всё остальное — убъёт двигатель вентилятора.
Густая смазка типа Mobil Polyrex EM подходит только для подшипников качения, а в большинстве бытовых и компьютерных вентиляторов установлены подшипники скольжения, которые можно смазывать только жидкой смазкой, как здесь и написано!
В статье жидкость WD-40 называют смазкой, каковой она никогда не была и до сих пор не является. Об этом, большими буквами, по-русски, написано на балончике. Будьте внимательны!!! И будет вам счастье! Удачи!
Антошка, в статье wd-40 не называют смазкой, а советуют для удаления грязи. Будь внимателен и счастья тебе)